Цели, задачи и основные направления и формы воспитательной работы в университете
В
соответствии с Концепцией воспитательной деятельности Белгородского университета кооперации,
экономики и права воспитание студенческой молодежи в вузе осуществляется с
опорой на традиционные ценности, такие как духовность, государственность,
патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также
ценности нового времени: инициативность, креативность, толерантность,
предприимчивость и многие другие.
Содержание процесса
воспитания в университете нацелено на создание
благоприятных условий для личностного и профессионального развития студенческой
молодежи, формирование профессиональных и общекультурных компетенций, таких
базовых социально-личностных качеств выпускников вуза, как духовность,
нравственность, патриотизм, гражданственность, трудолюбие, ответственность,
организованность, самостоятельность, инициативность, дисциплинированность,
способность к творческому самовыражению, приверженность к здоровому образу
жизни и культурным ценностям.
Исходя из поставленной цели, основными задачами воспитательной работы в университете являются:
- создание комфортных
социально-психологических условий и социокультурной воспитывающей среды,
способствующей формированию общекультурных и профессиональных компетенций
обучающихся;
- оказание студентам помощи в самовоспитании,
самореализации, освоении широкого социального и профессионального опыта;
- воспитание у
студентов высоких духовно-нравственных качеств и норм поведения;
- формирование корпоративной культуры
вуза, определяющей систему ценностных ориентаций студентов, сотрудников и
преподавателей университета; укрепление и развитие лучших вузовских традиций;
- формирование
патриотического сознания и активной
гражданской позиции студенческой молодежи университета;
- повышение
общего культурного уровня и эстетического вкуса студенчества, культуры
поведения, речи и общения;
- совершенствование
всей системы работы по адаптации студентов-первокурсников к вузовской жизни;
- создание
условий для непрерывного развития творческих способностей студентов и
организации их позитивного досуга, приобщения к основам отечественной культуры,
художественной самодеятельности, вовлечение обучающихся в творческие коллективы
университета;
- развитие
студенческих клубов и объединений, направленных на профессиональное и
личностное развитие обучающихся;
- формирование у
выпускников вуза мотивации и навыков здорового образа жизни, вовлечение
студентов в спортивные кружки и секции;
- проведение
комплекса профилактических мероприятий по предупреждению наркомании,
табакокурения, потребления алкоголя, любых проявлений национализма и
экстремизма в студенческой среде;
- развитие и
совершенствование деятельности органов студенческого самоуправления
университета, волонтерского, правоохранительного, экологического и
стройотрядовского движения;
- привлечение к организации внеучебной,
социально-значимой деятельности широкого круга студентов вуза, обучение
студенческого актива основам управленческой деятельности, формирование
лидерских качеств выпускников вуза;
- создание в вузе условий для развития
студенческих инициатив и реализации различных студенческих проектов;
- постоянный поиск
эффективных форм воспитательной и культурно-досуговой деятельности,
совершенствования работы кураторов студенческих академических групп;
- обеспечение социальной защиты и
психологической поддержки студентов вуза;
- совершенствование воспитательной и социальной
деятельности в студенческих общежитиях университета;
- организация
межвузовского и межведомственного взаимодействия в сфере воспитательной и
социокультурной деятельности.
Основные направления и формы воспитательной работы в университете
Реализация воспитательных целей и задач
осуществляется в Белгородском университете кооперации, экономики и права
посредством следующих направлений
деятельности:
- духовно-нравственное
воспитание;
- гражданско-патриотическое
воспитание;
- правовое
воспитание;
- профессиональное
воспитание;
- культурно-эстетическое
воспитание, развитие творческого потенциала студентов;
- физическое
воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;
- профилактика
саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;
- развитие
органов студенческого самоуправления;
- психолого-консультационная
работа;
- социальная
поддержка студентов;
- организация
работы кураторов студенческих академических групп;
- организация
воспитательной деятельности в студенческих общежитиях университета.
В
реальной деятельности по обучению и воспитанию студентов университета все эти направления тесно взаимосвязаны,
дополняют и обуславливают друг друга. В соответствии с системным подходом к
организации воспитания студенческой молодежи и формированию социокультурной
среды вуза реализация воспитательной функции университета осуществляется в
единстве учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы в вузе.
В учебном процессе определение
воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и
содержания профессионального образования. Производится отбор содержания
воспитывающего материала при опоре на основные образовательные программы и
получаемые студентами дополнительные квалификации и специализации. С переходом
на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего
профессионального образования, в которых четко выражен воспитательный аспект
профессионального образования, упор сделан на формирование профессиональных и
общекультурных компетенций обучающихся посредством реализации основных
образовательных программ, использования различных аудиторных и внеаудиторных
форм работы. Широкое использование в учебном процессе вуза получили такие
активные формы воспитательной и развивающей деятельности, как деловые, ролевые,
интеллектуальные игры, брейн-ринги, дискуссионные площадки, открытые трибуны,
конкурсы, викторины, тренинги, олимпиады, презентации, круглые столы.
Расширилась практика разработки и защиты актуальных социальных, творческих
проектов студентов.
Воспитание
через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам
осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования
различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений
соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в
научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях,
профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими
работниками, мастер-классах и т.п. Наиболее активно внеучебные формы
воспитательной работы по изучаемым дисциплинам используются преподавателями во
время проведения Недель кафедр и факультетов.
Собственно внеучебная воспитательная работа
в вузе осуществляется посредством деятельности всех структурных подразделений
университета, ведется через творческий союз преподавателей и студентов, включая
в себя как традиционные университетские мероприятия и встречи, так и
мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного,
российского, регионального и вузовского значения. Проводимые в университете
мероприятия воспитательной направленности подразделяются на:
- массовые мероприятия
(общеуниверситетские и факультетские мероприятия, вечера, концерты,
тематические месячники, декады, Дни здоровья, Дни правовых знаний, фестивали,
конкурсы, спортивные соревнования, игры, встречи, дискуссии, круглые столы,
участие во всероссийских и региональных мероприятиях и акциях и т.д.);
- групповые мероприятия
(коллективные творческие дела в студенческих академических группах, кураторские
часы, заседания клубов, экскурсии, посещения предприятий, кооперативных
организаций, учреждений культуры, спорта и т.д.);
- индивидуальные, личностно-ориентированные
мероприятия (индивидуальные беседы, консультации,
психологические тренинги, собеседования,
встречи, персональная работа с одаренными студентами, со студентами «группы
риска» и т.д.).
