Навигация

«Инновационные методы и технологии в подготовке специалистов таможенного дела»

Неделя вузовской науки, проводимая на базе Белгородского университета кооперации, экономики и права на кафедре таможенных операций и таможенных операций, завершилась 18 марта 2021 года онлайн-заседанием секции «Инновационные методы и технологии в подготовке специалистов таможенного дела», работа которой велась в рамках Международной научно-методической конференции «Использование дистанционных технологий в профессиональной деятельности».

Участниками секционного заседания стали ведущие преподаватели кафедры, которые наряду с научно-исследовательской деятельностью ведут активную работу по развитию методик, методов и технологий, используемых в образовательном процессе при подготовке специалистов таможенного дела.

Так, к.э.н., доц. Тиницкая О.В. в докладе на тему «Особенности интеграции дисциплины «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» с ведущими дисциплинами специальности «Таможенное дело» подчеркнула проблему прикладного характера, связанную с выбором механизма привязки результатов изучения базовых дисциплин с планируемыми результатами изучения последующих или параллельно изучаемых дисциплин. Докладчиком был сделан вывод о возможности и целесообразности проведения бинарных занятий на базе указанной дисциплины при изучении отдельных тем целого ряда дисциплин данной специальности. Это позволит обеспечить формирование у обучающихся единой системы знаний, умений и навыков в рамках изучаемых дисциплин, наиболее полного, системного и целостного представления о содержании их будущей профессиональной деятельности.

К.э.н., доц. Макарова Г. В. в докладе на тему «Применение современных информационных технологий в образовательной деятельности» отметила, что образовательный процесс в настоящее время характеризуется активным применением средств информационно-коммуникационных технологий, что обуславливает актуализацию вопросов подготовки методической составляющей обеспечения процесса обучения, которой при общих стандартных подходах свойственны и новые черты. В этих условиях повышается практическая значимость разработки электронных учебников и тестовых заданий для дистанционной формы обучения. Предложенные докладчиком рекомендации разработаны на примере дисциплины «Международные конвенции и соглашения по торговле» и могут быть использованы при подготовке электронных учебников для обучающихся специальности «Таможенное дело» и других специальностей.

К.э.н., доц. Прушковская Е.Е. в своем выступлении представила результаты исследования опыта использования различных форм кейс-метода в образовательном процессе высших учебных заведений. Докладчиком были разработаны предложения по практическому применению отдельных форм кейс-метода в рамках занятий семинарского типа в преподавании дисциплин направления подготовки «Таможенное дело» для реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

Активное обсуждение в ходе работы секции вызвало выступление к.э.н., доц. Матвеевой О.П. с докладом на тему: «Цифровизация самостоятельной работы студентов «Таможенное дело» в контексте электронного обучения». Докладчиком были представлены результаты исследования структуры и содержания самостоятельной работы, нацеленной на формирование умений и навыков по отдельным дисциплинам учебного плана специальности «Таможенное дело» в контексте использования отдельных элементов электронного обучения, основанных на применении информационно-коммуникационных технологий обучающимися, которые имеют доступ к автоматизированной системе дистанционного обучения «Прометей». 

В продолжение дискуссии о необходимости развития цифровых технологий в образовательном процессе к.э.н., доц. Шевцовой Н.В. в докладе на тему «Развитие форм и методов дистанционного обучения при подготовке специалистов в сфере таможенного дела в контексте цифровизации и автоматизации деятельности российских таможенных органов» были представлены результаты эмпирического исследования достигнутого уровня цифровых компетенций студентов российских вузов, что позволило докладчику выявить основные проблемы их реализации, а также определить наиболее перспективные направления решения указанных проблем за счет использования инновационных форм и методов дистанционного обучения. Это позволит повысить качество подготовки специалистов в сфере таможенного дела и обеспечит подготовку квалифицированных специалистов для российских таможенных администраций в соответствии с требованиями цифровизации и автоматизации их деятельности.

Участниками заседания секции были подготовлены практические рекомендации по реализации инновационных методов и технологий при подготовке специалистов таможенного дела. Более подробное их обсуждение для обеспечения возможностей их практического применения было решено вынести для рассмотрения на заседаниях методических семинаров, проводимых кафедрой таможенных операций и таможенного контроля.