Навигация

«Инновационное развитие таможенного дела и внешнеторговой деятельности: проблемы и ориентиры»

17 марта 2021 года кафедрой таможенных операций и таможенного контроля Белгородского университета кооперации, экономики и права было организовано онлайн-заседание секции «Инновационное развитие таможенного дела и внешнеторговой деятельности: проблемы и ориентиры», которое состоялось в рамках проводимой на базе вуза Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики в условиях глобальных вызовов».

 Работа секционного заседания, участниками которого стали ведущие преподаватели кафедры, позволила выявить основные научно-практические проблемы и установить пути развития таможенной сферы и внешней торговли в условиях построения инновационной экономики в нашей стране и на территории Евразийского экономического пространства.

К.э.н., доцентом Макаровой Г.В. в докладе на тему «Нетарифные инструменты регулирования внешней торговли: практика и перспективы развития» были обоснованы направления развития нетарифных инструментов регулирования внешней торговли, посредством которых решается одна из актуальных задач в сфере внешней торговли товарами – обеспечение защиты внутренних рынков от небезопасной продукции импортного производства и выполнение международных обязательств. Реализация на практике предложенных докладчиком рекомендаций позволит повысить эффективность проведения контрольных мероприятий в отношении продуктов животного и растительного происхождения с точки зрения их соответствия установленным требованиям, что, как следствие, будет способствовать обеспечению безопасности импорта товаров, выполнению международных обязательств в части ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля при обмене товарами.

В продолжение дискуссии о развитии инструментов государственного регулирования внешней торговли к.э.н., доц. Тиницкой О.В. в своем докладе на тему «Актуальные проблемы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности» было обосновано, что выбор и применение инструментов таможенно-тарифного регулирования должны базироваться на результатах объективной теоретической оценки их набора и возможных экономических и социальных последствий такого применения. Однако до настоящего времени остаются нерешенными проблемы информационного обеспечения оценки набора применяемых инструментов таможенно-тарифного регулирования, что требует детализации и конкретизации данных официальной статистики внешней торговли как в части номенклатурной, так и в части тарифной составляющих. Это позволит обеспечить своевременную и адекватную их корректировку на основе решений, принимаемых с учетом интересов всех заинтересованных лиц.

Динамичное развитие таможенного законодательства требует от таможенных органов определенных мер и действий, направленных на выявление и предотвращение нарушений после пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы. К.э.н, доц. Прушковской Е.Е. в докладе на тему «Состояние и направления развития таможенного контроля после выпуска товаров» были выявлены проблемы таможенного администрирования, связанные с организацией контроля после выпуска товаров. Докладчиком были предложены мероприятия по повышению результативности таможенных проверок, включающие разработку методологической базы, применение системы управления рисками, взаимодействие с иными органами государственной власти.

В докладе к.э.н., доц., зав. кафедрой таможенных операций и таможенного контроля Матвеевой О.П. на тему «Развитие таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» была проведена оценка результативности оказания государственной таможенной услуги «ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности» Федеральной таможенной службой (ФТС России), что позволило выявить ее востребованность у правообладателей в электронном виде.

Докладчиком было предложено рассматривать направления, обеспечивающие защиту прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами РФ в системе государственных таможенных услуг, в трех аспектах реализации: непосредственное воздействие на процесс совершения таможенных операций и применение форм проведения таможенного контроля; опосредованное воздействие, обеспечивающее повышение качества защиты интересов правообладателей интеллектуальной собственности в процессе совершения некоторых таможенных операций и применения отдельных форм осуществления таможенного контроля; деятельность таможенных органов в рамках взаимодействия и обмена информацией с другими федеральными органами исполнительной власти и представителями внешнеторговой деятельности.

Вопросам инновационного развития таможенного контроля в неторговом обороте было уделено внимание в докладе к.э.н., доц. Шевцовой Н.В. на тему «Таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами: сущность и направления развития».

Докладчиком было подчеркнуто, что в настоящий момент, в условиях цифровизации таможенных органов, наряду с развитием инструментов системы управления рисками и совершенствованием таможенного законодательства в сфере неторгового оборота, необходима разработка и внедрение инновационных технологий таможенного контроля в отношении перемещаемых физическими лицами товаров. Решение данной проблемы возможно путем разработки сервиса «Таможня для граждан» на сайте ФТС России с последующим решением в форме мобильного приложения. Это не только позволит физическим лицам, не являющимся участниками внешнеэкономической деятельности, осуществлять электронное декларирование товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, но и снизит количество правонарушений в неторговом обороте за счет сокращения ошибок в оформлении пассажирской таможенной декларации; неверного определения весовых, стоимостных и количественных характеристик товаров, подлежащих к беспошлинному ввозу; установления категорий предметов, в отношении которых установлены запреты и ограничения; своевременности и полноты уплаты таможенных пошлин и налогов.

Представленные к обсуждению на заседании секции результаты научно-исследовательской работы вызвали у участников конференции живую дискуссию и обсуждение. Особое значение они имеют для достижения стратегической цели развития Федеральной таможенной службы, направленной на формирование к 2030 году модели «Цифровой таможни», обеспечивающей прогрессивное взаимодействие таможенных служб со всеми заинтересованными сторонами.